logo

Станьте активной частью этого сообщества! Мы приветствуем любую деятельность, связанную с передачей вашего туристического опыта.

Свежие записи

Полезные статьи

Данный раздел насыщен материалами относящимеся к туризму и не только.

Праздники Индии

На площади перед крепостью Лал-Кила установлены почти тридцатиметровые чучела трех демонов — олицетворение злых сил. Вокруг них выросли ряды трибун. Перед вечерней зарей их заполнили делийцы и приехавшие в столицу гости. А за трибунами, на деревьях, балконах, крышах, в окнах домов — те, кто не смог попасть на огороженную для зрителей площадь. Возле чучел копошатся люди, подбрасывают под них сухую траву, обливают ноги великанов керосином. Скоро чучелам гореть.

Легенда

На сооруженной тут же сцене идет представление, объясняющее существо праздника — Рамлила, или, в переводе, «Сказание о подвигах Рама». Большой, радостный праздник индийского народа, который длится десять дней (отсюда другое название праздника — Дашера, то есть Десятидневие). Загримированные артисты воспроизводят на сцене древнюю легенду, которая легла в основу индийского эпоса «Рамаяна».

Герой эпоса и праздника — бог Вишну. Он родился в разных обликах девять раз. В десятый раз ему предписано появиться на свет в образе Калки для уничтожения погрязшего в грехах человечества. Поддерживая страх в людях, почти все религии грозят своей пастве концом света, чтобы она не дерзала отходить от веры.

При седьмом рождении Вишну появился, как Рам. По заклинанию богов злое чудище Равана могло быть уничтожено только богом в облике человека. Рам, сын Дашаратха, короля индийского государства Айодхья, чьей столицей — верят индусы — является нынешний Удджайн. Еще малолеткой прославился Рам своим героизмом, силой и благородством. Он по праву считался наследником короля. Но мачеха Кайкейя стала строить козни, чтобы посадить на трон своего сына Бхарата. Однажды она заручилась клятвою короля выполнить любое ее желание и заставила его выслать Рама из государства на четырнадцать лет. По расчетам мачехи, за этот срок можно было выполнить свой коварный замысел. Рам вместе с женой Ситой и братом Лакшманом оказались в изгнании. Они стали скитаться по Индии.

Беды преследуют изгнанников. Сестра демона Раваны Сурпанакха влюбилась в Лакшмана, но тот с презрением отверг ее. Равана, мстя братьям, тайно украл и унес Ситу в неведомое место. Больших трудов стоило Раму найти, где находилась она и кто похитил ее: Равана спрятал пленницу на острове Ланка, как в древности назывался Цейлон. Отсюда и его нынешнее имя — Шри Ланка.

Рам пошел войной на Равану. В походе богу помогали обезьянья армия и ее предводитель Хануман. За услуги, оказанные в войне против Раваны, за героизм и преданность Рам якобы даровал Хануману бессмертие и приказал, чтобы впредь в храмах Рама устанавливались и изображения Ханумана, что и делают ныне индусы, а обычная обезьяна в результате такого поверья стала священной в Индии: убивать ее нельзя.

Поединок Рама с Раваной был жестоким, тяжелым. Рам сносил демону одну голову, а на ее месте вырастала другая. И только особой стрелой, пущенной из лука бога Шивы, удалось Раму пронзить и повергнуть демона. Эту-то легенду и воспроизводят на площадях городов и деревень артисты и мастера пиротехники.

Праздник Дашера

Вот на Дели опустились сумерки. Люди, копошившиеся у ног чучел, зажгли бикфордов шнур у самого маленького чучела — сына Раваны Мегханада. Как самый слабый, он погиб раньше других. Шнур стремительно перенес огонь на грудь чучела. Ярко, словно цепочка электрических лампочек, зажглись свечки бенгальских огней — контуры щита на груди демона.

Индийцы — искусные мастера пиротехники. Они начинили чучело фейерверками и шутихами. Огонь охватил чучело изнутри. Над трибунами полыхнуло яркое пламя, раздался грохот взрывов. Во все стороны полетели огненные языки, пучки искр. То, что еще миг назад являло собою как бы слепленное из глины чучело (на самом деле оно изготовлено из сухого дерева и папье-маше), вдруг осталось без оболочки: ее унесло пламя. Скелет-каркас немного пошатался на догорающих ногах и, охваченный огнем, рухнул на землю. Первую победу над злым духом приветствовал громкий одобрительный крик многотысячной толпы зрителей.

Не успел догореть Мегханад, как такая же участь постигла брата Раваны Кумбхакарна. Когда рухнул наземь и брат, очередь дошла до десятиглавого чудовища. Он не загорался дольше других. Но вот стрела Рама, направленная по проволоке к чучелу, пронзила Равану. Пламя охватило и его. Огонь набирал силу. Наконец, Равана загорелся так ярко и буйно, что клочья пламени полетели прямо на ближайшие трибуны. Раздался оглушительный грохот: в чучеле рвались петарды и фейерверки. Демон рухнул. Силы добра победили силы зла!

Так праздновали Дашеру на нескольких площадях в Дели. Но не везде одинаково встречают этот день. В некоторых частях Индии он проводится как праздник поклонения жене Шивы, богине Дурге — Дурга-Пуджа. В реальной жизни он связан с почестями, воздаваемыми детьми своей матери.

Праздник Дурга-Пуджа

На десятый день, когда богиня Дурга уничтожила главных демонов (уже других — героев иных легенд), многолюдная процессия поднесла ее изваяние к озеру и погрузила в воду. Богиня должна была раствориться и исчезнуть, чтобы на следующий год снова явиться людям. Так гласит поверье. И она растворилась, потому что слеплена была из сырой необожженной глины. И появилась на следующий год — мастера сделали новую скульптуру.

Когда Дургу опускали в воду, в толпе раздались рыдания. Но то были слезы не религиозных фанатиков. По обычаю, на Дурга-Пуджу и Рамлилу мужья отпускают жен к их родителям. Что-то вроде каникул от домашних хлопот, во время которых родители проводят время со своими дочерьми в семейном кругу и преподносят им памятные подарки. На десятый день дочери возвращаются к своим мужьям. Слезы по Дурге — слезы по уезжающим из отчего дома близким. Слезы разлуки.

И тот и другой варианты праздника считаются в Индии праздником победы. В старые времена индийские полководцы считали благоприятным именно в этот день начинать воинские походы.

Праздник Дивали

Недели через три после Дашеры индийцы как бы продолжают празднование, отмечая радостное возвращение домой, в королевство Айодхья Рама с женой и соратниками.

Мальчишки, для которых это самые веселые дни года, будут ходить с обожженными руками и восхищенно рассказывать, сколько петард и ракет взорвали они в честь праздника Дивали. И, конечно, они не знают, что посвящен он воцарению Рама на престол Айодхья. И нет им дела до религиозной подоплеки праздника. Да и взрослые часто забывают об этом. Весь день будут взрослые и дети жечь шутихи, запускать ввысь ракеты. Каждый дом, богатый или бедный, будет украшен свечами, плошками с горящим маслом или гирляндами электрических огней — у кого что есть, в зависимости от достатка. Но огней будет вечером много. В них индийцы видят символ грядущего счастья. И сам праздник Дивали, или, более точно, Дипавали, переводится с санскрита как «гроздья огней, света».

Сейчас Дивали считается многими днем Нового года. «Многими» потому, что индийцы признают несколько различных календарей — и общепринятый, солнечный, и нескольких толков лунные. В Индии поэтому Новый год отмечается несколько раз.